ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Подробности
- Категория: ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Опубликовано 03.09.2014 09:00
- Автор: Super User
- Просмотров: 1041
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от « ___»_____ _20__г. |
УТВЕРЖДАЮ ДиректорБОУ НПО "ПУ № 53" _____ Л.В. Терещенко «__» _______ 20__г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общие положения
1.1. Положение о самостоятельной работе обучающихся БОУ НПО «Профессиональное училище № 53» (далее – училище) определяет цели, задачи, организацию и объем самостоятельной работы.
1.2. Организация самостоятельной работы обучающихся регулируется:
§ Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
§ Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО);
§ Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (от 29.12.2000 г. №16-52-138 ин/16-13);
§ Настоящим Положением.
$11.3. Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебно-профессиональная, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
$11.4. Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта творческой, исследовательской работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных проблем.
1.5. Самостоятельная работа обучающихся направлена на решение следующих задач:
§ систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
§ формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;
§ формирование культуры умственного труда обучающихся;
§ развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности;
§ развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
§ развитие проектных, исследовательских умений.
1.6. Объем самостоятельной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и находит отражение в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих, рабочем учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
1.7. Самостоятельная работа является обязательным видом учебно-профессиональной деятельности обучающихся и включает в себя аудиторную самостоятельную работу, выполняемую на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, и внеаудиторную самостоятельную работу, осуществляемую без непосредственного участия педагога.
1.8. Самостоятельная работа обучающихся может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.
Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж преподавателя по выполнению задания, использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся; целесообразна на этапе изучения новой темы, а также на начальном этапе формирования умений.
Групповая самостоятельная работа используется для совместной проработки учебного материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской деятельности.
При организации индивидуальной самостоятельной работы возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения, возможность стимулирования активности обучающегося; появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем.
2. Планирование самостоятельной работы студентов
2.1. В соответствии с требованиями ФГОС СПО максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. Объем аудиторной недельной нагрузки обучающихся не должен превышать 36 академических часов. Планируемый объем самостоятельной работы составляет 1/2 от максимального объема учебной нагрузки обучающихся училища.
Планирование самостоятельной работы осуществляется с учетом:
§ общего объема времени, предусмотренного на внеаудиторную самостоятельную работу ФГОС СПО в целом;
§ объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам ППКРС;
§ объема времени, необходимого на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине (профессиональному модулю), в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки учащихся (иметь практический опыт, уметь, знать), сложности и объема изучаемого учебного материала.
2.2. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине (профессиональному модулю), осуществляется преподавателем.
Преподаватель эмпирически определяет затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основании наблюдений за выполнением учащимися аудиторной самостоятельной работы, опроса учащихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на выполнение задания с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний, умений, опыта учащихся.
По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, как правило, он находится в пределах 1/2 от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.
2.3. Методические комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине (профессиональному модулю), при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам и профессиональным модулям цикла в пределах общего объема максимальной нагрузки обучающегося, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл ППКРС.
2.4. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине (профессиональному модулю) преподаватель устанавливает содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме (разделу), которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет формы и методы контроля результатов.
2.4. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося училища не регламентируется расписанием.
2.5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий:
§ для систематизации, закрепления, углубления и расширения знаний, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; составление таблиц; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
§ для развития общих компетенций:
поиск информации в сети (использование Web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Web-страниц и Web-квестов и др.;
§ для формирования умений и профессиональных компетенций:
решение задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); работа на тренажере, опытно-экспериментальная работа; выполнение упражнений спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием современных средств и др.;
§ для развития способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации:
выполнение творческих заданий, написание эссе, плана саморазвития, построение программы карьерного роста, создание портфолио, выполнение выпускных квалификационных работ, самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их устранения и др.
2.6. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и направленность могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, изучаемой дисциплины (профессионального модуля), индивидуальные особенности обучающегося училища.
2.7. Задания для самостоятельной работы обучающихся училища могут определяться на одном или нескольких уровнях: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый).
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная деятельность обучающихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование конкретных умений, навыков. Самостоятельные работы по образцу готовят обучающихся к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая их базовыми познавательными умениями. Кроме того, работы репродуктивного характера обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала, овладение наиболее распространенными способами познавательной деятельности как инструментарием последующей творческой деятельности.
Реконструктивные самостоятельные работы формируют у обучающихся опыт творческой самостоятельности. В процессе таких работ происходит перестройка принимаемых решений, моделирование содержания информации на основе разработанного плана и заготавливаемых тезисов.
Творческие самостоятельные работы требует от обучающегося самостоятельного критического анализа проблемной ситуации, в результате которого он получает новую исходную информацию. Обучающимся уже необходимо не просто преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности, а самостоятельно определять цели, предмет своей исследовательской деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи и прогнозировать конечный результат.
3. Организация самостоятельной работы студентов
3.1. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и специфики изучаемой дисциплины (профессионального модуля), объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы обучающихся, индивидуальных особенностей обучающихся и условий учебно-профессиональной деятельности.
3.2. Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
§ подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);
§ основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
§ заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
3.3. Выполнение самостоятельной работы должно быть обеспечено:
§ информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
§ инструктивно-методическими материалами;
§ контролирующими материалами;
§ материально-техническими ресурсами;
§ временными ресурсами;
§ консультациями;
§ возможностью публичного обсуждения результатов, полученных обучающимся самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы и т.п.).
3.4. Организацию самостоятельной работы обучающихся обеспечивают заместители директора, председатели методических комиссий, библиотека училища, преподаватели, классные руководители, мастера п/о учебных групп.
3.5. Заместители директора (в соответствии со своими должностными обязанностями) разрабатывают нормативную документацию по самостоятельной работе обучающихся, информируют председателей методических комиссий, обеспечивающих организацию самостоятельной работы обучающихся, о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Омской области, контролируют планирование и организацию самостоятельной работы обучающихся училища.
$13.6. Председатели методических комиссий определяют правильность планирования самостоятельной работы обучающихся училища и условий выполнения заданий; определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся к самостоятельному труду, формирования определенного уровня самодисциплины обучающихся, мотива к получению знаний; определяют необходимые работы по информационному и методическому обеспечению заданий для самостоятельной работы обучающихся; информируют преподавателей о графике внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся на семестр; анализируют эффективность ВСР, вносят коррективы с целью активизации и совершенствования ВСР.
3.7. Заместители директора составляют график самостоятельной работы обучающихся и ее контроля по училищу в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам (профессиональным модулям); равномерно распределяет все планируемые объемы работ по неделям семестра.
3.8. Библиотека училища организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных; предоставляет виртуальное информационное пространство для организации самостоятельной работы обучающихся.
$13.9. Преподаватели определяют конкретное содержание, объем материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине (профессиональному модулю) в соответствии с учебным планом; определяют бюджет времени обучающихся на выполнение каждого конкретного задания; включают вопросы организации самостоятельной работы обучающихся в содержание учебных дисциплин (профессиональных модулей); формируют умения поиска оптимальных вариантов выполнения заданий; навыки исследовательской деятельности; развивают навыки работы с учебником, первоисточниками и современной научной литературой, Internet-ресурсами; разрабатывают методические пособия по организации самостоятельной работы обучающихся; проводят групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы; осуществляют систематический контроль выполнения обучающимися графика самостоятельной работы; проводят анализ и дают оценку работы.
3.10. Инструктаж по выполнению задания проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Преподаватели, классные руководители и мастера п/о учебных групп информируют обучающихся о графике самостоятельной работы на семестр.
3.11. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
4. Контроль и оценка самостоятельной работы студентов
4.1. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся училища может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
4.2. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
4.3. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося училища являются:
§ уровень освоения обучающимся учебного материала;
§ умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
§ сформированность общеучебных умений, культуры умственного труда, общих компетенций;
§ обоснованность и четкость изложения ответа;
§ оформление материала в соответствии с требованиями.
4.4. Для оценки результативности каждого вида самостоятельной работы обучающихся разрабатывается диагностический инструментарий.
4.5. Обучающиеся, не выполнившие программу самостоятельной работы и не получившие оценку, считаются имеющими академ